Заливает СПб

И что теперь будет с домами, где капремонт уже ведется?

«Пока дом не рухнет»
Санкт-Петербургские ведомости, 28 июня 2012 г.
www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10289532@SV_Articles

Выпуск № 117 от 28.06.2012
Пока дом
не рухнет…
Наталья ОРЛОВА

Выделение денег из бюджета на ремонт жилых домов является нецелевым расходованием средств. Растратой. Нарушением. Преступлением. Такое вот свое особое мнение объявил городской комитет финансового контроля. Хотя объявил – это не совсем то слово. Скорее – шепнул чиновникам.
Но весьма строго и даже угрожающе. Объяснить свою позицию горожанам финконтролеры, похоже, не сочли необходимостью.

Циркуляр, подписанный председателем комитета финконтроля и направленный главам районных администраций и руководству жилищного комитета, круто меняет нынешний подход к организации капитального ремонта в Петербурге. Повторяя уже набившую оскомину сентенцию о собственниках жилья, которые должны нести бремя ответственности за содержание всего и вся, чиновники заявляют, что бюджет на законных основаниях можно тратить только на ремонт помещений, находящихся в собственности города. И ни на какие больше. Все текущие, капитальные и прочие работы в жилых домах должны производиться только на деньги граждан-собственников.

В скобках нужно пояснить, что чиновники отнюдь не имеют в виду, что бюджет должен оплачивать ремонт неприватизированных квартир. Речь идет исключительно о той доле общедомового имущества, которое приходится на квартиры нанимателей — всех этих стояков, розливов, тепловых пунктов, крыш и прочего. Стало быть, если в доме осталось 10 процентов государственных площадей, то бюджет будет платить только 10 процентов от стоимости всего общедомового ремонта. А за состояние унитазов, смесителей, батарей в квартирах отвечают сами жители: все равно – собственники они или наниматели.

Финансовые контролеры, стеной стоящие на страже интересов бюджета, видят лишь одно обстоятельство, при котором казна может помочь людям: «при наличии реальной угрозы жизни и здоровью граждан». Иными словами, бюджетные деньги на ремонт жилого дома помимо положенных процентов за городскую собственность разрешено тратить только в том случае, если этот дом вот-вот рухнет. Вместе с жителями!

При этом в циркуляре подробно расписана процедура выделения бюджетных субсидий. По мнению авторов документа, процесс должен выглядеть так: в дом приходит сотрудник контрольно-надзорного органа (Жилищной инспекции или Роспотребнадзора), видит угрозу жизни и здоровью, выдает управляющей компании, ТСЖ или ЖСК предписание о ликвидации угрозы; далее управляющая компания идет с этим предписанием к районным властям с просьбой дать денежку на аварийно-восстановительный ремонт, администрация района просит городскую власть предусмотреть в бюджете следующего года расходы на этот ремонт… Ну и получив деньги, приступают к ремонту. Если к тому времени дом еще не рухнул.

Что же это получается, граждане? А получается очень просто: адресные программы капитального ремонта, где собственники подписались платить в рассрочку привычные 5 процентов, надлежит выбросить в корзину. А бюджеты 2012 – 2013 годов следует оперативно привести в соответствие с законодательством. Во всяком случае, как его понимает комитет финансового контроля.

Можно пойти и другим путем: кинуться в ноги Жилищной инспекции, чтобы она быстренько признала все дома, которые значатся в адресных программах, аварийными и опасными. Но на этом пути как минимум два подводных камня: во-первых, Жилищная инспекция сначала обязательно составит административный протокол и оштрафует управляющую компанию (на сумму до полумиллиона рублей); а во-вторых, признание дома опасным для проживания… опасно для самого дома – могут ведь и под снос пустить…

Между прочим, в бюджете уже заложены ремонтные деньги: 28,6 миллиона рублей на этот год и 29 с половиной – на следующий. Да еще в Смольном подумывали было дополнительно предусмотреть средства на оплату тех работ, которые были выполнены по бюджетным программам прошлого года и до сих пор не оплачены. Это примерно 30 процентов от всего ремонтного объема в 2011 году, включая, между прочим, и дорогущую замену лифтов, и заоблачной стоимости реставрацию исторических фасадов.
Кто все это оплатит теперь? Собственники?..

Вообще-то даже федеральная власть еще не имеет ясного ответа на вопрос о будущем капитального ремонта жилья. Да, в Жилищном кодексе написали, что платить за все должен собственник, но при этом государство не сняло с себя обязательство привести дома в надлежащий вид, что прописано в 16-й статье закона «О приватизации». По логике законодательства, собственники принимают на себя заботы о своем доме лишь после того, как бюджет оплатит капитальный ремонт всего, что не ремонтировалось с прошлого-позапрошлого веков. С тех времен, кстати, когда Россия училась арифметике «по малинину-буренину».

И эта логика все меньше нравится государству, которому не терпится отказаться от своих обязательств, отменить спасительную для людей 16-ю статью. Но при этом даже самый крепкий чиновный лоб понимает, что большинство собственников жилья в России – нищие, которые зачастую не могут заплатить даже сегодняшние 5 процентов стоимости капремонта. В Министерстве регионального развития прикинули, что в целом по стране государство задолжало людям за не произведенный вовремя капремонт 3,5 триллиона рублей. «Прощать» себе такие долги – не слишком красивый поступок.
Что же делать?
Сидят – думают. Вот недавно думали в Думе. А именно: в Комитете по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству. Депутаты обсуждали создание системы финансирования капитального ремонта жилых домов, пытались проанализировать предложение правительства о создании региональных фондов капремонта. Мысль такая: в ближайшее время ввести для всех собственников обязательный ежемесячный платеж на капремонт, деньги копить в региональном фонде и только на эти средства ремонтировать дома по адресным программам. Как пояснила заместитель председателя думского комитета Елена Николаева, ярый приверженец такой системы:
– Это необходимо для пробуждения ответственного отношения собственников к капитальному ремонту своего дома.

Как выяснилось, единомыслия в депутатской среде нет. Так, председатель Комитета по жилищной политике Галина Хованская слегка остудила пыл своей заместительницы, напомнив, что еще в 2004 году Конституционный суд РФ принял постановление, «в котором отметил недопустимость одностороннего отказа государства от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств». Проще говоря, государство не имеет права отказаться от обещания не перекладывать на собственников ответственность за жилой дом, пока он не будет приведен в порядок за счет бюджета – постановление Конституционного суда Российской Федерации № 9-П от 23 апреля 2004 года.

Думают о будущем капремонта и в федеральном Министерстве экономического развития. Там позиция тоже размыта: с одной стороны, пусть собственники платят, с другой – хорошо бы сначала как следует проработать систему расходования денег, собранных в общую региональную кубышку, и только потом переходить на новые методы финансирования. А то ведь действительно непонятно, кто и как будет делить деньги фондов, кто даст гарантию, что средства не пропадут во время какого-нибудь дефолта или в результате действия коррупционных схем…

Законопроект о новых принципах финансирования капитального ремонта многоквартирных зданий отозван из Государственной думы. Правительство взяло тайм-аут, чтобы попытаться проработать вопросы, на которые никто не может дать ответов.

А наш городской комитет финансового контроля – смог. Вернее, он всем показал, как не надо. А как надо, он тоже не очень знает: его дело бюджет охранять, а что будет с капитальным ремонтом – не его забота.

А что у нас с Государственной жилищной инспекцией?

Халтурно выполненный капремонт кровли заставил задуматься о дальнейших действиях. Нарушения СНиПа зафиксированы, жильцы разгневаны, теперь надо опять писать письма. Первый адрес, сразу пришедший нам в голову — Государственная Жилищная инспекция (далее ГЖИ).

Деятельность ГЖИ регламентируется постановлением правительства СПб № 1849 от 23.11.04. Но в поисках данного документа я обнаружила, что к настоящему времени это постановление кардинально переработано путем принятия различных дополнений и изменений. Последние изменения были приняты 16.01.12. Дальше привожу для сравнения старый и новый варианты пунктов, представляющих для проживающих под дырявой крышей особый интерес.

ИТАК, ЧТО БЫЛО И ЧТО СТАЛО

Основные задачи инспекции:

Постановление от 23.11.04

2.1 Осуществление контроля за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности.

Тот же параграф после 16.01.12:

2.1 Осуществление регионального государственного жилищного надзора, осуществление контроля за соответствием жилых помещений жилищного фонда СПб установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства

Полномочия ГЖИ:

Постановление от 23.11.04

3.1. Осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Санкт-Петербурга, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

3.2 Осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда в СПб независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (…)

То же после 16.01.12

3.1 Осуществлять контроль за соответствием жилых помещений жилищного фонда СПб установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

3.2 Осуществлять региональный государственный жилищный надзор.

Если резюмировать вышеизложенное, то отныне ГЖИ занимается только состоянием жилых помещений, надзор за состоянием общего имущества в ее компетенцию не входит. Отсюда вопрос: а кто теперь контролирует состояние дома в целом, от подвала до чердака? Понятно, что это мы, собственники и наша УК, но должна быть наверху еще инстанция, имеющая полномочия в случае чего дать УК по рогам. Раньше именно ГЖИ играла эту роль. Теперь, выходит, нет. К кому теперь обращаться по поводу некачественного ремонта кровли? При этом в ГУЖА мы уже писали, надо идти выше.

Какой должна быть обрешетка? Вопрос к специалистам

И до моего дома добрался капремонт кровли. Сейчас над соседями разобрали участок и уложили новую обрешетку. Сейчас уже приступили к настилу железа. Вопрос появился насчет сечения брусков обрешетки. В старом добром учебнике Линовича «Расчет и конструирование частей гражданских зданий» 1972 г., куда инженеры-строители заглядывают до сих пор, минимальное сечение брусков должно быть 5x5 см. — это при расстоянии между стропилами до 1.2 м. При шаге 1.3 сечение брусков должно быть 5x6, при шаге 1.4 — 6x6. Если расстояние между стропилами 1.5 м., то брус берется с сечением 6x6. Я сбегала с линейкой во двор, где ремонтники штабелем сложили брус, и измерила сечение. Вышло 4x5 см. И что теперь делать?
И еще: какими СНиПами руководствуются при капремонте жестких кровель сейчас? Я слышала, что существует СНиП, разработанный в 1980-х ЛенНИИжилпроектом специально для кровель Ленинграда. Где бы его почитать?

Почти Басё

Ветра вой. С крыши соседнего дома
Железо летит мотыльком.
Летом кипел там ремонт…

9-я линия д.16. В мае 2011 г. настелили новое железо по периметру крыши. Сегодня ураган и полетела кровля со старого участка — там, где к нему новое железо крепилось.