Статья с сайта газеты
Завтра
Бездомному человеку, не имеющему даже съёмного угла или койки в общежитии, очень трудно; жить полноценно вовсе невозможно, а волю к жизни отнимает сам термин «существование». Впрочем, в Российской Федерации официально нет бездомных. Власть и СМИ пользуются подленькой аббревиатурой БОМЖ, существование которой позволяет закрыть глаза на проблемы людей, выкинутых на улицу на сломе эпох.
Конечно, во все времена существовали бродяги и странники, лихие люди, наконец, живущие по принципу «всё своё ношу с собой», но процент их в обществе был ничтожен. И нет сомнения в том, что подавляющее число из миллионов взрослых бездомных и детей-беспризорников в современной России, имей они такую возможность, поменяли бы «романтику» на жилище. Однако вряд ли это возможно в рамках текущего проекта экономического и политического мироустройства — в святая святых капитала, США, количество бездомных составляет около 10% населения. Это более 30 миллионов человек. Выхода нет.
Потребность человека в собственном жилье великолепно использовали пламенные приватизаторы в начале 90-х. Вряд бы люди закрыли глаза на беспредел, творящийся в сфере присвоения народного имущества, если бы не получили возможность приватизировать свои квартиры.
Но тут частнособственническая идеология сыграла с российским электоратом злую шутку. Гражданам дали приватизировать вожделенные квадратные метры — но ЖКХ, который обеспечивает нормальное функционирование жилого фонда, остался за скобками и попал совсем в другие руки.
Это в СССР квартплата в среднем не превышала 3% семейного дохода и даже в Конституции было прописано, что право граждан на жилище «обеспечивается… справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги».
В Российской Федерации захватившими власть либералами такое положение дел было признано нездоровым тоталитарным патернализмом. И уже который год нас потчуют сказкой, про то, что цены на услуги ЖКХ поднимают, чтобы достичь 100% оплаты услуг, — после чего, дескать, начнётся благодать, изношенный на 60% жилищный фонд сам по себе обновится, а всем малоимущим чудесным образом поможет государство.
Факты же таковы: по данным Росстата, с 2000 г. тарифы на коммунальные услуги в среднем по стране выросли в… 13,6 раз. Каждый год их повышали от души: в 2001 г. — коммуналка подорожала на 47%, в 2002 г. — на 62%, в 2005 г. — на 35%…
По данным ВЦИОМ за 2009 год, более 40% россиян тратят на оплату коммунальных услуг от 25 до 50% общих доходов семьи, каждый седьмой отдает за квартиру от половины до трех четвертей заработка.
Ещё в апреле 2005 г. тогдашний министр регионального развития Владимир Яковлев сделал сенсационное заявление. Он сообщил, что «услуги ЖКХ полностью окупаются нынешними тарифами в большинстве регионов страны». Более того, министр даже назвал точные цифры. «На сегодняшний день полная окупаемость услуг ЖКХ — на 100% — отмечается в 56 регионах. На 90-100% — в 21 регионе, менее, чем на 90% — в 12 регионах», — сообщил г-н Яковлев.
Проще говоря, уже в 2005 г. высокопоставленный чиновник признал, что практически все население страны оплачивает «коммуналку» целиком и полностью. Между тем, с 2005 г. тарифы ЖКХ в среднем по стране увеличились в 2 раза — это не считая последнего повышения. Отметим, что каждый год расценки коммунальщиков росли гораздо быстрее инфляции.
Тем временем нам по-прежнему рассказывают сказки, что переход на 100%-ный уровень оплаты — дело будущего.
Возникает закономерный вопрос — если тарифы настолько завышены, то где же результат? Почему качество услуг ЖКХ катастрофически падает, почему перебои со светом и теплом, почему ржавая вода в кране и забитые мусоропроводы стали во многих местах совершенно обычными явлениями? Почему в некоторых регионах происходит увеличение сроков эксплуатации жилых домов до проведения капитального ремонта с 18 до 25 лет? Куда пропадают колоссальные деньги из федерального бюджета? Например, в 2009 г. на ЖКХ было выделено 100 млрд. руб., — на 60% больше, чем в 2008 году.
Есть два ответа на этот вопрос.
Чиновники отвечают, что во всём виноваты неплательщики, то есть население. Действительно, неплательщиков много — но про них чуть позже.
Население, от которого, на самом деле, мало, что можно утаить, так же категорично в своих выводах: «Воруют».
Конечно, как показывает юридическая практика, схемы и уловки, в зависимости от региона, могут быть разными, но есть и очевидные вещи, которые просто лежат на поверхности. Почему вся страна должна платить за отопление летом? Зачем брать деньги за лифт с жителей первых этажей? Почему средний норматив домашнего потребления воды в России превышает 250 литров на человека в сутки? С какой стати плату за телевизионную антенну включают в общий счет, хотя по закону она вообще не относится к услугам ЖКХ?
Есть и менее очевидные тарифные уловки. Например, Федеральным законом от 28.11.2009 № 287-ФЗ, правительство РФ освободило ЖКХ от выплаты налога на добавленную стоимость. Грубо говоря, это значит, что доходы коммунальщиков выросли на 18%. А как это коснётся потребителей? Да никак, и не мечтайте.
Но самая прибыльная «оптимизация расходов» связана с горячей водой и отоплением. Суть в том, что обслуживающая дом компания получает плату от жильцов по сильно завышенным нормам потребления. А с поставщиком воды она расплачивается по счетчику, установленному на магистральной трубе. Разница в пользу местных сантехников достигает сотен тысяч рублей в месяц — с каждого дома. А если прикинуть в масштабах страны?
Подобных «схем» вскрывается с каждым годом всё больше, но ни разу в истории современной России жителям не возвращали переплату, несмотря на то, что были прецеденты обращения в суд по подобным делам.
Итак, объективно вокруг ЖКХ идут два разнонаправленных процесса.
Первый — это увеличение количества неплательщиков. Процесс объективный и почти не зависящий от региона и места проживания. Сварщик из Ульяновска, который должен платить почти 5000 рублей за двухкомнатную «хрущёвку» при зарплате 12000 рублей при неработающей жене с ребёнком, бюджетница-медсестра с двумя дочерьми из подмосковной Балашихи, которая должна отдать почти 3500 из 8000 рублей зарплаты, пенсионер из подмосковного же Реутова, который должен платить 4500 из пенсии в 6000 рублей — все они не вписались в рынок и находятся в группе риска. Более чем вероятно, что скоро они просто потеряют своё приватизированное по закону жильё. В одной только благополучной с точки зрения заработка Москве 70 тысяч злостных неплательщиков, по другим данным — вообще больше 150 тысяч. В масштабах страны — от 10 до 25 миллионов. Точной цифры никто не знает. Либо же её просто боятся публиковать.
А бояться есть чего и есть кому. Потому что второй процесс, идущий вокруг ЖКХ, — это формирование в любом населённом пункте некоторой, так сказать, элитарной прослойки, причастной к управлению коммунальным хозяйством.
В конце ноября 2010 года в подмосковной Лобне произошла очередная коммунальная катастрофа — практически во всем городе была на 10 дней отключена горячая вода. Оказывается, обрушился канализационный коллектор, находящийся между Лобней и Долгопрудным, и с целью ударного строительства обходной дренажной трубы длиной 850 метров в городе просто выключили горячую воду, чтобы резко уменьшить количество канализационных стоков. Ну что же, форс-мажор есть форс-мажор.
Однако разговоры простых лобненцев в электричках Савёловского направления содержали такое количество зашкаливающей ненависти по отношению к представителям социальной группы «ворующие чиновники» и к их деятельности, что я как-то даже растерялся и поинтересовался — ну, а как же администрация? Они ведь живут в том же городе, испытывают, по идее, те же тяготы?
Оказалось, нет — говорят, что вся администрация города живёт в коттеджном посёлке на озере Круглое, и у них там все коммуникации свои, отдельные. В общем, страшно далеки они от народа.
Отметим, что Лобня — город, по идее — благополучный, поскольку большинство населения Лобни работает в аэропорту Шереметьево и сопутствующих службах, то есть уровень доходов населения и экономической активности выше, чем, например, в стагнирующих наукоградах типа Реутова. И в форс-мажорной ситуации с обрушением коллектора городские и областные власти проявили себя не с худшей стороны, — если только мы опустим вопрос о том, каким образом канализационный коллектор почти 60 лет ни разу не ремонтировался, а за последние лет 10 даже ни разу не обследовался на предмет сохранности.
Но настроение населения от этого не становится более верноподданническим. Скорее, наоборот. И больше всего простых людей возмущает именно отчуждённость власть предержащих от проблем простых людей уже на физическом уровне. Непонимание «элитой» проблем электората, очевидно, было и ранее — достаточно посмотреть на величину того, что у нас называется «прожиточным минимумом». Но сейчас выясняется, что практически закончена сегрегация по имущественному и социальному признаку — элита живёт в своих посёлках, с отдельными коммуникациями, высокими стенами, охраной и прочими радостями жизни.
Количество выявленных финансовых нарушений в сфере ЖКХ, бесконечный рост коммунальных платежей и федеральных субсидий на фоне продолжающейся деградации инфраструктуры городов и посёлков приводят нас к закономерной мысли, что сегодняшний ЖКХ — почти совершенная машина для зарабатывания шальных денег, приносящая фантастическую прибыль своим совладельцам. Все остальные задачи для ЖКХ сейчас глубоко вторичны: обустройство инфраструктуры, находящейся в общественном пользовании и состояние жилого фонда в целом поддерживается на уровне минимально достаточном, чуть выше того порога, за которым начинаются стихийные уличные процессы.
Однако нет сомнения, что законодательная база, созданная за последние несколько лет, и полномочия, делегированные в ее рамках некоторым структурам, — например, судебным приставам, — всё это было сделано не просто так. На кону стоит более 200 миллиардов рублей — в такую сумму сейчас оценивается суммарная задолженность по коммунальным платежам со стороны простых граждан. Также практически нет сомнения в том, что мы увидим массовые выселения неплательщиков уже в этом году — для этого у «элиты», наконец-то, всё готово. Нет сомнения, что государство никогда не объявит амнистию по этим долгам: можно простить Ираку и Афганистану полтора десятка миллиардов долга (по просьбе товарищей из вашингтонского обкома), можно простить олигархам и «новым русским» незаконно выведенные из страны капиталы, но чтоб своему родному электорату — не было такого никогда и не будет.
Итак, фактически сегодняшний ЖКХ в России — это крупнейший социальный паразит, крайне плохо выполняющий свою основную функцию, монополист с непрозрачной финансовой частью, уверенный в своём праве диктовать условия и пролоббировавший создание репрессивного апппарата по отношению к простым людям, на которых явно завышенная стоимость коммунальных услуг в условиях отсутствия реальной социальной защиты со стороны государства, легла непосильным бременем.
Нет сомнения в том, что ситуация подошла к тому пределу, за которым резко сужается поле возможностей. И остаётся выбор между двумя вариантами.
Вариант первый: к сожалению, практически нереальный, — резкая и жёсткая модернизация ЖКХ, с «разборами полётов» в стиле товарища Дзержинского и с финансовой амнистией неплательщиков.
Вариант второй: пусть всё идёт, как шло, самотёком.
Но у человека должен быть дом.
И нет никакого сомнения в том, что если всё останется так, как есть, нас ожидает не социальный взрыв — Российскую Федерацию ждёт воистину революционная ситуация, когда значительная часть общества, десятки миллионов людей, будет поставлена в условия, неприемлемые для жизни вообще. А ведь «демократическая избранная власть» планирует в ближайший год-два ввести еще и рыночный налог на недвижимость и землю, на которой стоят дома, а эти решения увеличат бремя квартплаты по крайней мере вдвое.
Воистину история движется по спирали — капитал полностью теряет голову при виде 200 миллиардов прибыли (не знаю, сколько уж там процентов — 300 или более?), и собственными руками создаёт своих могильщиков.
Сергей Загатин