Жилищный фонд Санкт- Петербурга и его капитальный ремонт как форма воспроизводства - объект исследования Юрия Осипова.

Мы все участники большого научного эксперимента, который не первый год проводит наш Жилищный комитет. Только нашего информированного согласия на это экспериментаторы не сочли нужным получить. Эксперимент продолжается… Способствует ли капремонт, производимый под контролем учёных мужей из Жилищного комитета, воспроизводству жилого фонда в Санкт-Петербурге?
Осипов Юрий Львович. Повышение эффективности управления капитальным ремонтом жилищного фонда крупного города: автореферат дис.… кандидата экономических наук: 08.00.05 / Осипов Юрий Львович;[Место защиты: Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»].- Санкт-Петербург, 2011.- 19 с.
www.dslib.net/economika-xoziajstva/povyshenie-jeffektivnosti-upravlenija-kapitalnym-remontom-zhiliwnogo-fonda-krupnogo.html

Введение к работе
Актуальность темы исследования. В Российской Федерации площадь всех населённых пунктов занимает 1,1% территории страны (в Европе 6-18%), при этом 75% населения проживает в городах, что приводит к повышению плотности расселения на единицу городской территории, которая уже в 5-6 раз превышает аналогичный показатель за рубежом. Однако главным направлением современного градостроительного развития страны остается урбанизация, поскольку более половины нового жилищного строительства выполняется в виде многоквартирных многоэтажных домов. При этом в среднем по России доля комплексно благоустроенного жилья (оборудованного одновременно водопроводом, водоотведением (канализацией), отоплением, горячим водоснабжением, газом или напольными электроплитами) составляет 61,1%. Усугубляется проблема еще и интенсивным ростом жилищного фонда, относимого к ветхому и аварийному жилью: его доля составляет сегодня 3,2%, увеличившись по сравнению с 2000 г. более чем в 1,5 раза.

Состояние жилищного фонда Санкт-Петербурга таково, что существующая система организации и финансирования ремонтных работ в жилищной сфере города не в полной мере обеспечивает выполнение задач по его сохранению. Учитывая значительный физический износ и функциональное устаревание жилых зданий Санкт-Петербурга (здания с износом от 30% составляют более 70%), для города остро стоит проблема поиска долгосрочных источников финансирования, которые необходимы для осуществления проектов модернизации как коммунальной инфраструктуры, так и многоквартирных жилых домов без резкого увеличения финансовой нагрузки на потребителей.

Преодоление пороков, заложенных послереволюционной жилищной политикой государства, продолжается сегодня при реализации целей, поставленных в основных государственных документах, регламентирующих функционирование и развитие жилищной сферы: федеральном законе от 24.12.92 №24118-1 «Об основах федеральной жилищной политики», Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2019 гг., одобренной Правительством Российской Федерации 15 марта 2001 года, федеральном законе от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Концепции ФЦП «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2010 г. № 102-р. Квинтэссенцией поставленных этими документами стратегических задач развития жилищно-коммунального хозяйства в части жилищной сферы являются:

— ликвидация в среднесрочной перспективе аварийного и ветхого жилья;

содействие самоорганизации населения на жилищном рынке, организации эффективного управления многоквартирными домами;

модернизация жилищной сферы, приведение ЖФ к состоянию, отвечающему условиям энергоэффективности и экологии.

Исследованию методологических и методических проблем повышения эффективности управления капитальным ремонтом жилищного фонда и вопросов воспроизводства жилищного фонда посвящены работы многих российских ученых: Артемьева СП., Блеха Е.М., Боголюбова B.C., Бузыре-ва В.В., Васильевой Н.В., Генцлер И.А., Иохведова Ф.М., Лукманова Ю.Х., Маликовой И.П., Обозова С.А., Олтяну А.А., Прокопишина А.П., Роботова А.С., Садыкова А.С., Смирнова Е.Б., Смирновой О.А., Травина В.И, Чека-лина B.C., Чернышева Л.Н., Черняка В.З. и др.

Несмотря на значительный вклад этих учёных, теоретические и методические проблемы повышения эффективности управления капитальным ремонтом как важнейшей составляющей воспроизводственного цикла жилищного фонда, требуют дополнительного комплексного исследования с учетом современной социально-экономической ситуации в стране, а также государственной и региональной жилищной политики.

Недостаточно исследованы проблемы консолидации интересов участников процесса капитального ремонта, не в полной мере определены источники финансирования проведения ремонтных работ. Не разработан механизм аккумулирования долгосрочных финансовых ресурсов, необходимых для реализации программ капитального ремонта и модернизации жилищного фонда в регионах. Нерешённость данных и сопутствующих проблем приводит к нерациональному использованию ресурсов, затрудняет объединение усилий и средств участников данного процесса, что год от года усугубляет ситуацию с состоянием имеющего жилищного фонда страны. В связи с этим тема диссертационного исследования представляется весьма актуальной, так как требуется разработка методических положений по формированию механизма повышения эффективности управления капитальным ремонтом жилищного фонда крупного города в современных условиях.

Целью диссертационной работы является разработка механизмов повышения эффективности управления капитальным ремонтом жилищного фонда крупного города на основе создания регионального фонда капитального ремонта и модернизации жилищного фонда.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи. выявить сущность, роль и значение капитального ремонта в системе воспроизводства жилищного фонда города;

исследовать развитие государственной политики в области капитального ремонта жилищного фонда;

рассмотреть современное состояние жилищного фонда в городах России и Санкт-Петербурге и выявить проблемы его капитального ремонта;

проанализировать зарубежный опыт управления капитальным ремонтом жилищного фонда;

сформулировать концепцию создания региональных фондов капитального ремонта и модернизации многоквартирных домов;

разработать организационно-экономический механизм функционирования регионального фонда капитального ремонта и модернизации многоквартирных домов;

разработать методы оценки эффективности государственных программ в сфере ЖКХ;

определить подход к оценке эффективности функционирования регионального фонда капитального ремонта и модернизации многоквартирных домов;

— определить направления развития саморегулирования и общест-

венного контроля как инструмента повышения эффективности управления капитальным ремонтом объектов жилищного фонда.

Объектом исследования является жилищный фонд крупного города и его капитальный ремонт как форма воспроизводства.

Предметом исследования выступает организационно-

экономический механизм управления капитальным ремонтом жилищного фонда крупного города.

Теоретической и методологической базой исследований послужили результаты фундаментальных и прикладных исследований российских и зарубежных учёных в области теории воспроизводства основных фондов. В процессе работы использованы системный и комплексный подходы к исследованию, методы анализа и синтеза, прогнозирования и программно-целевого планирования, экономико-математического моделирования.

Информационную базу исследования составляют нормативно-правовые и справочные документы, статистические сведения, отечественные и зарубежные публикации, материалы конференций по исследуемой тематике, а также аналитические материалы, полученные в ходе практической и исследовательской деятельности автора диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретических и методических положений по формированию механизма повышения эффективности управления капитальным ремонтом жилищного фонда крупного города и содержит следующие элементы:

Теоретически обоснован новый концептуальный подход к управлению капитальным ремонтом объектов жилищного фонда на основе аккумулирования в специальных фондах платежей населения, определенных с использованием механизма амортизации, а также бюджетных средств с учетом долевого участия государственных и муниципальных органов власти в капитальном ремонте жилых помещений с целью последующего финансирования капитального ремонта жилищного фонда.

Предложена концепция создания и эффективного функциониро-

вания нового института жилищной сферы — Регионального фонда капитального ремонта и модернизации многоквартирных домов, которая основана на различных источниках финансирования капитального ремонта жилищного фонда, в т.ч. платежей собственников за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.

Разработан организационно-экономический механизм функционирования регионального фонда капитального ремонта и модернизации многоквартирных домов, представляющий собой систему целей, задач, принципов, методов, функций и ресурсов, использование которых позволяет заложить организационные и экономические основы формирования и обеспечения функционирования системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов.

Определены индикаторы для оценки эффективности государственных программ в жилищной сфере, позволяющие осуществлять диагностику уровня конкуренции при разработке программ, измерять результат деятельности управляющей организации по управлению многоквартирным домом, использование которых поможет ускорить реализацию задач программы реформирования жилищной сферы как на муниципальном, так и на региональном и федеральном уровнях.

Предложена система критериев и показателей оценки эффективности использования государственных средств в рамках создания и функционирования регионального Фонда капитального ремонта и модернизации жилищного фонда, а также система коэффициентов эффективности для оценки общественной значимости его создания и функционирования.

Определены особенности процесса саморегулирования применительно к управляющим организациям в сфере управления многоквартирными домами, состоящие в учете специфики функций этих компаний, что нацеливает на разработку соответствующих стандартов выполнения услуг; предложены меры осуществления общественного контроля в сфере управления многоквартирными домами, реализация которых позволит повысить эффективность использования финансовых средств, полученных управляющими организациями в сфере управления многоквартирными домами.

Практическая значимость исследования заключается в разработке организационно-экономического механизма для реализации сформулированных в диссертации методических положений по управлению капитальным ремонтом объектов жилищного фонда крупного города.

Результаты исследования использованы Жилищным Комитетом Правительства Санкт-Петербурга в процессе оценки эффективности управления капитальным ремонтом жилищного фонда города.

Полученные в диссертации результаты могут быть использованы в других городах страны в процессе обоснования планов и программ капитального ремонта жилищного фонда и оценки эффективности управления капитальным ремонтом.

Апробация результатов работы. Результаты работы используются при разработке концепции реформирования ЖКХ Санкт-Петербурга до 2020 года, в учебном процессе СПбГАСУ по специальности 080502(6) «Экономика и управление на предприятии строительства».

Основные положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на Санкт-Петербургском экономическом форуме в 2009 году, на VII Международной специализированной конференции «Модернизация жилищно-коммунального комплекса России» в 2010 году, а также на региональных и всероссийских конференциях.

Публикации. Основные положения и выводы диссертационной работы опубликованы в 12 научных работах, общим объемом 4,57 п.л., в т.ч. вклад автора 4,14 п.л.

Структура диссертационной работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 124 источников. Объем работы — 157 страниц машинописного текста

1 комментарий

avatar
Лукманов Юнис Халитович. Организация инвестиционного менеджмента в российских регионах на основе концепции разумного роста: Дис.… д-ра экон. наук: 08.00.05: СПб., 2004 292 c. РГБ ОД, 71:05-8/325
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.